Читая древние хроники, невольно поражаешься тому, как иной раз, точно, в них, указаны даты лунных и солнечных затмений. После проверки соответствия этих дат датам реальных затмений отпадают любые сомнения в том, что хроникеры могли что-то напутать с датировкой событий, настолько они соответствуют действительности. Впрочем, тут нет ничего удивительного – поскольку хроникер сам был свидетелем солнечного затмения, то он, очевидно, и не мог ошибиться с указанием точной даты того или иного лунного или солнечного затмения! А, поскольку даты затмений, описанных в древних хрониках, абсолютно точны, то не может быть никаких сомнений и в датировке всех остальных событий данной летописи. Из чего можно сделать логичный вывод о том, что «Новая хронология» Фоменко-Носовского это высосанная из пальца гипотеза, не имеющая ничего общего с реальностью? Рассмотрим простой пример – «Анналы святого Максимина Трирского», которые охватывают период с 538 по 987 годы. Судя по названию и последней дате, автор анналов жил в городе Трире в конце 10 века. Хроника содержит ряд записей касающихся тех или иных астрономических явлений Вот их краткий перечень: 538 г. 16 февраля, с первого до третьего часа было солнечное затмение. 540 г. 20 июня произошло солнечное затмение, и в течение почти получаса, с третьего часа дня были видны звёзды. 806 г. 4 июня, в 14-ю луну, в четверг, на рассвете, на луне удивительным образом появился знак в виде креста. В том же году, 30 августа, в 12-ю луну, в воскресенье, в 4-м часу дня на солнце была видна удивительная корона. 809 г. 2-го индикта, 16 июля в понедельник, в 29-ю луну, в начале 5-го часа дня произошло солнечное затмение. 840 г. В среду перед Вознесеньем произошло солнечное затмение 945 г. Итак, в этом году, 15 сентября, в первом часу ночи, в северной части неба появился знак, который, как говорили, был знаком Антихриста 961 г. Оттон Младший29 стал королём, и произошло солнечное затмение. Как мы видим, Максимин упомянул пять солнечных затмений, причем, для трех он указал не только точную дату, но и точное время! И тут мы сталкиваемся с первой странностью - точные даты указаны для затмений, которые произошли почти за двести - четыреста лет до написания хроники, а для затмений, произошедших относительно недавно (менее полувека тому назад) указан, почему-то, только год. Казалось бы, все должно быть наоборот. В принципе, это можно объяснить тем, что запись о затмениях 538, 540 и 809 годов оставил один летописец или летописцы, которые были педантами, а о затмениях 840 и 861 годов другой писал летописец-пофигист. Поэтому давайте рассмотрим, насколько педантичеными были оба хроникера. Запись первая: 538 г. 16 февраля, с первого до третьего часа было солнечное затмение. В наши дни несложно вычислить реальную дату любого солнечного затмения. Дело облегчается тем, что обычно летописцы отмечали только полные затмения. И, действительно, в 538 году было одно полное солнечное затмение, которое случилось в феврале, но не 16, а 15 числа. Его максимум в Трире пришелся, примерно, на девять часов тридцать минут утра. Поскольку в те времена время отсчитывалось от восхода Солнца, которое 15 февраля взошло в Трире около 8 часов утра, то максимум затмения был, примерно через полтора часа после восхода Солнца, что совпадает со временем, указанным в анналах. Казалось бы, после этого отпадают какие-либо сомнения в достоверности данной записи, если бы не два «но». Первое, это, отмеченное выше, несовпадение указанной в летописи даты солнечного затмения с реальной, что совершенно недопустимо для очевидца события. Такое несовпадение, в принципе, легко можно объяснить небрежностью переписчика данной хроники. Со вторым «но» несколько сложнее. Дело в том, что полное солнечное затмение 15 февраля 538 года в Трире было отнюдь не полным. Трир, попросту не попадал в полосу полного солнечного затмения, проходившую по дуге Ливия – Анкара - Азовское море – солнечный диск оставался не закрытым, примерно на треть, т.е. в Трире могли, попросту, не заметить такое солнечное затмение! Такие затмения, обычно, не отмечались в древних хрониках. Тем не менее, Максимин Трирский почему-то вставил в свою летопись запись о неполном солнечном затмении. Возникает подозрение, что, он либо вставил в свою хронику запись из какого-то другого - византийского или армянского летописца, либо он самостоятельно вычислил дату этого затмения. В первом случае, возникает проблема со временем, поскольку максимум реального затмения в районе современной Анкары пришелся, примерно, на 11 часов по местному времени, что соответствует четырем, а никак не двум, часам после восхода Солнца. Единственное место, где запись могла бы точно соответствовать реальности, это Ливия, но нам ничего не известно о хрониках из данного региона. В пользу второй версии говорит неверная дата затмения, которая объясняется ошибкой счетовода в расчетах, из-за чего он и потерял один день. Запись вторая.540 г. 20 июня произошло солнечное затмение, и в течение почти получаса, с третьего часа дня были видны звёзды. Дата затмения указана точно, время не совсем соответствует, поскольку максимум затмения в Трире пришелся, примерно, на четыре с половиной часа после восхода Солнца, что, явно, не является третьим часом дня. Но самое главное – в Трире никак не могли видеть звезд, поскольку солнечный диск оставался незакрытым почти на четверть! Так что, если с затмением 838 года еще могли быть какие-то сомнения по поводу его полноты, то здесь достаточно очевидно, что летописец ошибся относительно видимости звезд! Да и с местом наблюдения есть большие проблемы. Описание затмения могло быть сделано в районе Марокко, поскольку именно там в течении получаса звезды были видны с третьего часа дня. Но в шестом века в Марокко, как и в Ливии, не было ни обсерваторий ни известных центров летописания – арабы появились там гораздо позднее! Получается, что даты этих двух солнечных затмений, скорее всего, являются не следствием реальных наблюдений, а результатом заимствований или вычислений! Соответственно, достоверность остальных записей этой хроники становится весьма и весьма сомнительной. Запись третья. 809 г. 2-го индикта, 16 июля в понедельник, в 29-ю луну, в начале 5-го часа дня произошло солнечное затмение. В 809 году полных затмений не было вообще! 16 июля Луна лишь частично закрывала солнечный диск, причем в Трире всего наполовину, что, вряд ли, можно считать солнечным затмением, с точки зрения, средневековых хронографов. Максимум его в Трире пришелся на шесть половиной часов после восхода Солнца, т.е. на полтора часа позже, чем указано в хронике. Описание же соответствует наблюдению затмения в районе Атлантического океана между Ирландией и Исландией. Хотелось бы узнать у современных историков, какие хроникеры наблюдали здесь солнечное затмение в 809 году? Неужто, викинги? Запись четвертая. 840 г. В среду перед Вознесеньем произошло солнечное затмение В 840 году было два солнечных затмения, одно из которых удовлетворяет описанию Максимина, поскольку оно было полным и произошло 5 мая, как раз, перед Вознесением. Вознесение это 40 день после Пасхи и, поскольку Пасха это воскресный день, то Вознесение приходится на четверг. С учетом того, что солнечное затмение произошло в среду 5 мая (мы не будем касаться вопроса о том, действительно ли, 5 мая 840 года выпало на среду), то Вознесение в 840 году отмечалось 6 мая. Соответственно, Пасха пришлась на воскресенье 28 марта. Насколько это соответствует действительности? Первое полнолуние после весеннего равноденствия в 840 году было 22 марта. Соответственно, Пасха, которая отмечается в первое воскресенье после этого, пришлась на 28 марта, что полностью соответствует ранее вычисленной дате. Так что, на первый взгляд, описание хроники абсолютно точное. Вот только в Трире затмение не было полным – процентов 10 солнечного диска так и остались не покрытыми Луной. Полным оно было в Лионе Запись пятая.961 г. Оттон Младший стал королём, и произошло солнечное затмение. В 961 году произошло два солнечных затмения частное 17 мая и полное 11 ноября. Второе затмение в Трире не наблюдалось, поскольку максимум затмения наступил еще до рассвета. А вот 17 мая затмение Солнце наблюдалось в Трире почти как полное, так что, в принципе, хронист мог реально наблюдать его и, соответственно, оставить о нем запись. Упомянутый в этой записи Оттон Младший, более известный под именем Оттона 2 Рыжего, стал королем Восточно Франкского государства, точнее, соправителем своего отца Оттона 1 Великого (именно поэтому он назван в хронике Младшим) 26 мая 961 года. Т.е. события развивались в порядке обратном тому, как о них повествует хроника - сначала произошло солнечное затмение, а через 9 дней был коронован Оттон 2. Как видим, из пяти вышеперечисленных затмений лишь одно, причем, самое последнее, с большими оговорками выглядит, более-менее, достоверным. Остальные четыре вызывают очень большие сомнения, причем, затмение 540 года абсолютно не соответствует реальности! Интересно, что записи под 538 и 540 годами стоят в хронике особняком. Следующая после них запись датирована 708 годом, т.е. к кодексу, изначально содержащему записи с 708 по 987 год, были добавлены две даты солнечных затмений. Были ли они заимствованы или вычислены, это уже вопрос десятый. Главное, что трирский летописец не имеет к ним никакого отношения, а потому эти затмения не могут служить теми ключевыми точками, которые позволяют убедиться в правильной датировке всей остальной хроники. Интересно, что в заметка, включенных в анналы содержатся пасхальные циклы Дионисия за 532 – 1063 гг. Обратите внимание на то, что затмения 538 и 540 годов это солнечные затмения, которые можно было вычислить по первым страницам этих циклов. Возникает подозрение, что это, своего рода, «проба пера». По всей видимости, к составителю данной хроники попали некие анналы, которые он не знал, как датировать. Единственный шанс он видел в том, чтобы идентифицировать, упомянутые в хронике, солнечнее затмения, а уже по ним сделать привязку всех остальных событий. И, судя по всему, ему это «удалось», после чего он пересчитал даты всех остальных событий хроники. Ну а вычисленные при этом даты затмений 538 и 540 годов были включены в анналы, просто, для того, чтобы труды по их вычислению не пропали даром. Именно поэтому они и оказались столь сомнительными. И тут возникает главный вопрос – а насколько точно удалось идентифицировать солнечные затмения? Потому что от ответа на него зависит правильность датировки всей остальной хроники. Историки, конечно же, будут уверять, что хроника датирована абсолютно точно, поскольку она хорошо синхронизируется с остальными хрониками этого времени. Вот только, где гарантия, что и остальные хроники не датировались подобным же сомнительным способом? Кроме того, возникает еще один вопрос – а зачем надо было заниматься привязкой анналов Максимина Трирского к солнечным затмениям, если время правления Оттона 1 Рыжего было хорошо известно? Видимо, в те времена, когда производились данные расчеты, еще не существовало скалигеровской хронологии, и не понятно было, как давно происходили описанные в данных анналах события – сто лет тому назад или тысячу? Когда же, с помощью расчетов солнечных затмений, была произведена привязка отдельных хроник к датам от Рождества Христова, к этим хроникам стали привязывать другие хроники уже по именам правителей, в результате чего и сложилась абсолютно абсурдная скалигеровская хронология, доверять которой совершенно невозможно, поскольку она базируется на неверной идентификации записей о солнечных затмениях.
|